
бесплатный
дизайн-проект?
Что не так с современным Open Space?
Open Space, как вид офисного пространства был изобретён молодым американским архитектором Фрэнком Даффи в 70х годах 20ого века. На западе распространение этого формата началось еще в 80х, когда как в России инновацию подхватили после перестройки, с активным развитием бизнеса и свободных рынков. С тех пор прошло много времени, очень много времени, кнопочные телефоны мы сменили на смартфоны, у каждого сотрудника появился компьютер с доступом в интернет, а структура коммуникаций изменилась до неузнаваемости.

Так ли хорош классический Open Space в 21ом веке? И можно ли просто разбросать столы по огромному помещению и ждать чудес эффективности от сотрудников? Мы давно и внимательно наблюдаем за современными тенденциями в планировании офисных пространств и уверенно говорим, что нет, Open Space в классическом представлении заканчивает свой век.
Рассмотрим основные декларируемые плюсы офисов Open Space и покритикуем их.
1. Поощрение коммуникаций и спонтанная креативность.
Считается, что, когда сотрудники постоянно находятся плечом к плечу – они больше общаются и чаще генерируют идеи. Согласимся? Не во всём.
Актуальность этой идеи утрачивается с каждым годом. Если в прошлом веке и в традиционном кабинетном офисе для общения с коллегой приходилось искать его по коридорам и кабинетам, то сейчас достаточно просто написать ему сообщение в одном из мессенджеров, или вообще задать интересующий вопрос в любом из бесчисленных рабочих чатов. Не кажется ли вам, что все крутые идеи давно генерируются в чатах по интересам ваших сотрудников?
А еще те самые «спонтанные коммуникации» - это шум, очень много шума. Нужна ли вам идея, сгенерированная парой менеджеров, ценой отсутствия концентрации у всех остальных?

2. Продуктивность и возможности контроля над командой.
Идеология Open Space говорит нам о том, что в открытом пространстве никто не будет отлынивать от работы или заниматься своими делами, а руководство всегда видит весь офис «как на ладони».
Оценивать эффективность и производительность работы сотрудника по тому на сколько он занят в течении рабочего дня в 21ом веке? Так не пойдёт. Менеджер будет ценить физическое местонахождение на рабочем месте, только если у него нет больше ни одного другого способа оценить эффективность персонала.
3. Экономическая эффективность.
Классический Open Space – это дёшево, вам не нужны стены и перегородки. Не нужно оборудовать отдельные кабинеты, да и сотрудников получится посадить гораздо плотнее и сэкономить на площади офиса.
Вы готовы потратить огромные деньги на кучу талантливых специалистов, чтобы потом они постоянно отвлекались, утомлялись или вообще уходили на больничный? А что делать, если ваш новый супер-специалист интроверт?
В этом же разделе вспомним о царящей сейчас пандемии COVID-19. Полагаем, объяснять чем тут плохи открытые офисы и что будет с вашей экономической эффективностью не стоит? Билл Гейтс, например, считает, что впереди человечество ждёт немало подобных заболеваний.

И что делать?
Будущее за гибридными пространствами и превращением Open Space в некие большие и удобные коворкинги. Современно рабочее пространство должно совмещать в себе все плюсы от кабинетного и открытого офисов.
Больше переговорок, и еще больше переговорок. Хотите обеспечить тишину и концентрацию – дайте сотрудникам обсуждать рабочие вопросы в отдельных приватных зонах. Даже если этих сотрудников 2ое, им лучше общаться в отдельной комнате, чем мешать всему офису.

Общественные пространства и большие кухни. Если человек не занят сосредоточенной работой, то он с радостью выберет для работы диванчик на входе в офис или обеденный стол на кухне.
Тихие зоны. В вашем офисе наверняка есть сотрудники, которые постоянно заняты сосредоточенной работой. Программисты, например, часто им достаточно быстро обсудить задачу, а дальше просто погрузиться в работу на часы или дни. Им могут понравиться маленькие тихие кабинеты, которые можно занимать по мере необходимости.
Планирование современного офиса требует глубокого изучения структуры коммуникаций подразделений и нужд сотрудников. Не даром все крупные и нашумевшие проекты новых офисов компаний-гигантов начинаются с опросов и изучения пожеланий сотрудников. С задачей организации подобного современного офиса могут справиться только профессионалы рынка. В 21ом веке недостаточно просто расставить столы по углам и начать работать, если вы хотите быть по-настоящему эффективной компанией.